iosilevich (iosilevich) wrote,
iosilevich
iosilevich

Category:

КОНЕЦ ВТОРОГО МХАТА

В двадцатых годах МХАТ дал многочисленное потомство. Сперва появилась первая студия МХАТа, впоследствии переросшая во Второй Московский Художественный театр, затем Вторая студия, за ней Третья – будущий театр имени Вахтангова, потом Четвертая.

О Втором Московском Художественном театре и пойдет речь. Он обосновался на Театральной площади в помещении нынешнего Детского театра, но скоро ему там стало тесно, и он перебазировался в соседнее здание, где до революции помещался театр Незлобина, а ныне находится Театр оперетты. Душою Второго МХАТа был знаменитый артист и режиссер Михаил Чехов, племянник Антона Павловича. Большой популярностью пользовался также талантливый артист и режиссер Алексей Денисович Дикий.



В это время решено было всячески возвеличить и приукрасить Киев, столицу самой значительной во всех отношениях после РСФСР республики Советского Союза. Решили также перевести туда Второй МХАТ. Это было болезненно воспринято москвичами, крепко полюбившими театр, а артисты встретили это как страшное бедствие.

Но воля Сталина – незыблимый закон, и раз он сказал, то «быть по сему». Не помогли ни просьбы, ни моленья, ни заступничество видных деятелей культуры, ни даже отказ труппы переехать в Киев. Наиболее известных актеров перевели в труппу Первого МХАТа, а остальных отпустили на все четыре стороны. Разрешили дать только один прощальный спектакль, а на аплодисменты выступить лишь один раз по окончании действия. А чтобы зрительный зал не устроил, сохрани боже, какую-либо демонстрацию, билеты не поступили в общую продажу, распределялись между сотрудниками самых благонадежных учреждений. Нам повезло: подруге моей жены, сотруднице одного такого учреждения, удалось достать для нас два билета на хорошие места.

Когда мы подходили к театру, нас атаковали толпы жаждущих туда попасть. То и дело раздавалось: «Нет ли лишнего билета?» Некоторые алчущие не останавливались перед жертвами: держали в руках крупную кредитку, тем самым давая понять, что готовы оплатить стоимость билета сверх номинальной.

В зрительном зале ощущалась тревожная атмосфера, просочившаяся из-за кулис. Этому способствовал и выбор прощальной пьесы: «Мольба о жизни» (переводная, фамилии автора не помню). Невольно представляешь себе, что должны были чувствовать артисты, изгоняемые из родного дома, разлучаемые с друзьями и товарищами по работе, ставшей смыслом их жизни, которую беспощадно ломают чужие люди. А завтра здесь уже будет хозяйничать неведомо кто.

Поднялся занавес. Несмотря на запрет, гремят аплодисменты. А сцена пуста. Но вот аплодисменты стихли, спектакль начался. По меле развития действия волнение артистов все более и более передается зрителям. Конец первого действия. Занавес опускается. И опять гремят неразрешенные аплодисменты перед пустой сценой.

Спектакль окончен. В зале творится нечто неописуемое. Даже пожилые люди бурно аплодируют. В единственный разрешенный раз выходят исполнители. Их встречают невиданные и неслыханные овации. Но долго оставаться на сцене не разрешено, и артисты медленно уходят. А аплодисменты не прекращаются. Тогда начинают понемногу гасить огни. Не помогает! И вот горит лишь немного тусклых лампочек. А народ все не расходится. Только минут через десять, если не больше, начинают в полутьме разбредаться. Из театра выходят, понурившись, как с похорон.

«Мольба о жизни» оказалась тщетной. Второй Московский Художественный театр прекратил свое существование. Редко кто из молодежи знает, что был такой театр.

БАЗАР. ДНЕПР. ОРШИЦА
ДЕТСТВО
ДЕТСТВО (продолжаю)
ХЕДЕР
ГОРОДСКОЕ УЧИЛИЩЕ
ПОГРОМ
ПАНТЕЛЕЙМОН НИКОЛАЕВИЧ ЛЕПЕШИНСКИЙ
ДЕЛА БОЖЕСТВЕННЫЕ
МАССОВКА
ПУРГА
СУМАСШЕДШИЕ
МИНКА-САМЕЦ И ДРУГИЕ
КАПИТАН ГАРШИН
ОРШАНСКИЙ БАРОН МЮНХГАУЗЕН
А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
"ПРАВДА"
ЛЕНИН (воспоминания товарищей)
ДВА ДИСПУТА
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ПОРТУГАЛОВ
ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОРТУГАЛОВ
ВАСИЛИЙ ПРОХОРОВИЧ ГОРЯЧКИН
ЯСНАЯ ПОЛЯНА
СОБАЧКА
ГРИМАСЫ НЭПА
И ТАК БЫВАЕТ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
НЕЖДАННО-НЕГАДАННО
КТО ОН?
ЭТО МНЕ РАССКАЗАЛ ГУТСОН
ВЛАДИМИР САМОЙЛОВИЧ ФРЕНКЕЛЬ
НЕМНОГО О МАЯКОВСКОМ И ЕСЕНИНЕ
НИКИТА ХЛУДОВ
МОЖНО ЛИ ТАК?
КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ О МАКСИМЕ ГОРЬКОМ
КОЕ-ЧТО О ХРУЩЕВЕ
ХИДЕКЕЛИ
«СМЕЯЛСЯ ВЕСЕЛО ЗЕЛЕНЫЙ МЕСЯЦ МОЙ»
ШАЛЯПИН

Tags: МХАТ, театральное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments